все новости института дизайна

Современное искусство vs консерватизм

Современное искусство vs консерватизм

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

В рамках DOCA-talk состоялась лекция историка, куратора, публициста Ильи Будрайтскиса «Современное искусство перед лицом консервативного поворота к радикальной несовременности».

Спикер отметил, что консервативный поворот связан с изменением основного настроения эпохи. «Мы слышим разговоры о том, что искусство должно быть ближе к традиции и не должно противопоставлять себя народности. Часто речь идет о моральной цензуре. Таким образом, консервативная риторика становится доминирующей и начинает определять язык искусства, который в данном случае впадает в инерцию оппонирования», – отмечает Илья.

DOCA-talk32.jpg

По мнению спикера, культура проводит границу между большинством и меньшинством. Иными словами, отделяет просвещенных современных людей, которые соответствуют высоким представлениям о прогрессе и свободе, от тех, кто живет по правилам ограниченного традиционного мира. Столкновение двух этих категорий происходит во всех сферах жизнедеятельности общества.   

Современное искусство в этом противопоставлении относится к позиции меньшинства. Это язык образованных людей, который большинству непонятен. Современное искусство не старается связать две категории, а, наоборот, наиболее радикальным способом противопоставляет их друг другу. В данном случае проходит линия по вопросам ценностей и культуры.

При этом модель большинства и меньшинства существует как цельность. Одно невозможно без другого.

По мнению Ильи, консерватизм – это не то, что предшествует новому времени и является архаикой по отношению к современной цивилизации. «Консерватизм оперирует к прошлому, которого уже нет, оно безвозвратно утрачено», – отмечает Илья Будрайтскис.

DOCA-talk33.jpg

Спикер считает, что эта идеология рождается тогда, когда сама цивилизация уже существует. Изначально консерватизм возник на рубеже XVIII–XIX вв. как реакция на Французскую революцию. Тогда было решено отказаться от тирании и предрассудков, которые сдерживали подлинного человека. Опоры были разрушены. Наступило новое время, когда естественный человек смог проявить себя. Прошлое представлялось скоплением бессмысленности, хламом. Но этот хлам и является тем, что составляет человека. «Нет подлинной личности вне накопленного опыта. В революционном порыве мы без сожаления обмениваем то, что является пространством человеческого опыта, на чистую конструкцию», – отмечает спикер.

По мнению Ильи, мы не должны относиться к консерватизму как к неправильной идее. В нем содержится момент той же самой современности, в которой существуют люди: «Есть та часть, которую мы стараемся модернизировать, исключить из современности для того, чтобы обрести жизненный комфорт. Это сомнение в цельности существующего положения дел».

В заключение лекции одна из студенток спросила, как объяснить людям смысл произведений современного искусства. «Магия современного искусства строится на непонятности. Люди, которые ходят на выставки, занимаются самореализацией, понимают, что мы живем в быстро меняющемся мире, в котором необходимо перестраиваться и приобретать новые навыки. Нельзя застывать на одном месте – нужно осваивать новое. Современное искусство – один из аспектов, который помогает адаптироваться в мире и оставаться креативными», – ответил спикер.

Многие думают, что классическое искусство понятнее. Илья считает, что это не так, но мы научились воспринимать его как целостное. Однако вернуться к эстетике, которая существовала в XVIII в., уже нельзя. «Современное искусство не взялось из воздуха, это связь между существующим эстетическим опытом и новым», – заключил Илья Будрайтскис.

Кристина Данилина,

студенческий бизнес-инкубатор «Агентство актуальных коммуникаций»


Возврат к списку

ВСЕ НОВОСТИ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II московский молодежный фестиваль
анимации и иллюстрации

Open Call
до 03 апреля 2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее