все новости института дизайна

Провокационное творчество «Мухомора»

Провокационное творчество «Мухомора»

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Каждую неделю в рамках DOCA-talk на факультете дизайна проходят лекции и мастер-классы успешных профессионалов. Уникальные спикеры, среди которых художники, дизайнеры и теоретики искусства, рассказывают начинающим специалистам о своей деятельности, современных трендах, а также о перспективах развития той или иной индустрии. Все это позволяет студентам стать многогранными личностями. Знакомясь с представителями искусства, получая от них советы и наставления, учащиеся значительно расширяют свой кругозор и более осмысленно подходят к созданию собственных художественных проектов.

На прошлой неделе ИГУМО посетил участник арт-группы «Мухомор» Сергей Мироненко. Он рассказал о том, какие провокационные действия сделали проект культовым.

Итак, в 1978 г. несколько студентов решили организовать арт-группу, о деятельности которой вскоре заговорила вся столица, а имена ее участников навсегда закрепились в истории московского андеграунда.

Лекция_Мироненко_факультет-дизайна_2.jpg

Помимо Сергея Мироненко в «Мухомор» входили: К. Звездочетов, С. Гундлах, А. Каменский, а также В. Мироненко. Вместе они создали множество проектов. Особое место в творчестве арт-группы занимают перформансы.   

Например, акция «Раскопки». Участники «Мухомора» закопали в землю живого человека, снабдив его лишь фонарем и письменными принадлежностями для ведения дневника. Спустя несколько часов на глазах у зрителей его освободили, а после зачитали записи заключенного.

Другая популярная акция называлась «Расстрел». Участники «Мухомора» составили список тех, кого посчитали нужным приговорить к расстрелу. Этих людей они пригласили явиться в определенное место. Когда все собрались, участники арт-группы выставили их в шеренгу и попросили желающих понести наказание сделать шаг вперед. Добровольцев оказалось несколько. Методом жеребьевки выбрали одного и увели в лес, где через несколько секунд раздался выстрел.

В 1982 г. прошла акция «Метро». Участники «Мухомора» спустились в «подземку» и установили рекорд, так как находились там с 6 утра до 1 ночи, разъезжая по разным станциям.

Отличительной особенностью членов арт-группы является ироническое отношение к советскому строю и власти. Еще в школе они подшучивали над чиновниками и их деятельностью. Все это прямо или косвенно нашло отражение в творчестве. По словам Сергея Мироненко, провокационные действия участников «Мухомора» были направлены против всех. На гнетущий общественный строй члены арт-группы отвечали абсурдом.   

Лекция_Мироненко_факультет-дизайна_3.jpg

Так, представители «Мухомора» составили план похищения картины «Явление Христа народу» А. Иванова из Третьяковской галереи, чтобы в дальнейшем перепродать произведение в США. Кроме того, они написали открытое письмо Маргарет Тэтчер с просьбой освободить Мальдивские острова, которые по сей день участники арт-группы считают своей территорией. Они же организовали лекцию о вреде нейтронной бомбы. Посетители были искусственным образом лишены того или иного органа чувств: зрения, слуха и т.д., а потому каждый слушал лекцию определенным способом. Одни смотрели картинки, другие получали информацию из уст оратора.

Естественно, проделки такого рода не оставались незамеченными. Группа была расформирована под давлением КГБ. Молодых людей отправили в армию.

Несмотря на то что сегодня деятельность группы приостановлена, а пути участников разошлись, творчество «Мухомора» остается популярным. Например, по-прежнему известен альбом «Золотой диск», в который вошли стихи, записанные членами группы на электронный носитель в домашних условиях.

Кстати, в свое время он вошел в список произведений, запрещенных к исполнению на территории СССР. В официальном перечне также находились такие музыкальные коллективы, как «Кино», «Аквариум», Clash, Pink Floyd, Kiss и т.д.

В завершение лекции спикер поразмышлял над состоянием современного искусства в России и сделал вывод, что, к сожалению, оно недооценивается обществом.  

Таким образом, в ходе мероприятия ребята узнали все о деятельности представителей московского андеграунда, а значит, еще лучше стали разбираться в этом направлении искусства. Кроме того, они получили информацию, которая может быть полезна при организации перформансов.

Кристина Данилина,

студенческий бизнес-инкубатор «Агентство актуальных коммуникаций»


Возврат к списку

ВСЕ НОВОСТИ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее