Институт и колледж ИГУМО
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
ИНСТИТУТА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Найти на сайте
Марина Абрамович. В присутствии художника

Марина Абрамович. В присутствии художника 1

В прошедший вторник студенты факультета дизайна посмотрели документальный фильм «Марина Абрамович. В присутствии художника», демонстрирующий один из видов современного искусства – арт-перформанс. Этот фильм не только в красках рассказывает о современном искусстве, но и учит ребят с достоинством и выдержкой относиться к критике, которая неизбежна на их сложном и тернистом пути в искусстве.

Студентов факультета дизайна этот фильм действительно тронул. Представляем их искренние отзывы и впечатления, которыми нельзя не поделиться.

Марина Абрамович. В присутствии художника 2

Порой достаточно лишь взгляда, чтобы понять и помочь человеку, но мы просто опускаем глаза и проходим мимо. Арт-перформанс – необычный вид современного искусства, часто он выходит за рамки приличия, но он для того и существует, чтобы мы перестали бояться смотреть в лицо проблеме, чтобы мы не ограничивали свой разум заезженными стереотипами.

Первые кадры фильма «Марина Абрамович. В присутствии художника» вызвали у меня отрицательные впечатления, и, честно говоря, я не понимала, почему это называют искусством. Но к концу фильма мое сознание словно перевернулось на 180 градусов, и я начала смотреть на мир совсем иначе.

Я погрузилась в фильм с головой, пережив каждую эмоцию в нем. Мне было интересно всё: и как Марина Абрамович творила в молодые годы, и как любила, и как стала знаменитой, и как создавала удивительную выставку «В присутствии художника», и, самое главное, какова была реакция людей на нее.

Марина поняла самое главное – для человека важно, чтобы его чувствовали и понимали. Художница словно становилась зеркалом того человека, который садился напротив нее. Реакция людей говорила сама за себя. Присутствие человека с тобой душой и телом – это то, чего нам не хватает.

Современное искусство сложно для восприятия, но его нужно понимать. Главное его предназначение – это говорить о самом важном.

Евгения Шама, 1-й курс факультета дизайна

Марина Абрамович. В присутствии художника 3

Перформанс – пожалуй, самое настоящее и искреннее из искусств, потому что происходит здесь и сейчас и являет собой личность художника в настоящем времени. Это одно из отличий театра и перформанса – нахождение зрителя и художника в текущем времени, а не иллюзорном. В художественном перформансе чаще всего нет никакого продуманного сценария, а ключевыми становятся сам опыт художника и его переживания во время исполнения. Возникло это явление в 1960-х годах как радикальное искусство, во многом в форме реакции на общественные трансформации и потрясения. В перформансе человек использует прежде всего тело в качестве инструмента, средства, медиума. От перформанса «в вечное» оставались только фотографии, позже – видео.

Марина Абрамович – перформансист со стажем и известна скорее в этом качестве. Ее часто называют «бабушкой перформанса», хотя начинала она свою карьеру в 1970-е, когда его уже «изобрели». Сейчас ей уже 64 года, и в последнее время она делает работы с другими средствами, но всё равно не уходя далеко от человеческого тела.

Ей принадлежит особая манера, которая собрала немало последователей. Абрамович во всем своем творчестве исследует человеческое тело, его возможности, его пределы, взаимосвязь с окружающим миром, а также связь тела и разума. В 1970-х ее перформансы были наиболее радикальны, она работала с болью, пыталась нащупать границы возможностей человека.

Один из ее перформансов «The Artist in present», который произвел на меня большое впечатление, очень прост и непритязателен: художница просто сидит за столом, а любой желающий может сесть напротив и смотреть на Марину сколько душе угодно. Таким образом, она дает зрителю возможность практически попасть на место перформера. Основную суть можно прочувствовать, хотя бы пять минут посмотрев любое ее интервью, увидев эту красивую сильную женщину с колоссальной энергетикой или, на худой конец, взглянув на снимки людей, смотрящих на Марину. Здесь вступают в ход энергетика художника, его честность перед собой и зрителем, прямое взаимодействие (опосредованное разве что телом) – самое честное средство работы.

Смотрящий в глаза художника как бы смотрит в зеркало, и в зависимости от того, какие у него возникают эмоции, меняются и мимика на лице, и поза человека. Человек может заплакать или улыбнуться... Смотря со стороны, можно заметить, как преображается человек; как он становится самим собой; как он принимает себя таким, какой он есть...

Ксения Носова, 1-й курс факультета дизайна

Недавно в рамках проекта «История мирового искусства на экране» мы смотрели документальный фильм американского режиссера Мэтью Эйкерса «Марина Абрамович. В присутствии художника». Обычно документальное кино не запоминается мною, но этот фильм зацепил за душу в прямом смысле этого слова. Ранее я часто слышала о таком виде искусства, как арт-перфоманс, но и подумать не могла, что все настолько сильно.

Наше общество в своем неоспоримом большинстве задается вопросом: где эта граница, определяющая, что искусство, а что… извращение? И тысячи людей, пришедших на выставку Марины Абрамович, пришли за ответом на этот вопрос. Пришли посмотреть в глаза художнику… Что же получили они в ответ? В ответ они получили себя. В глазах Марины они увидели те свои темные уголки души, которые боялись познать. Мир напротив глаз художницы менял свои краски. Кто-то плакал, кто-то смеялся. Это был разговор по душам, только без слов.

Вот оно – настоящее искусство: раздражающее и демонстрирующее нас самих. Вот они – мы: в глубоком, отзеркаливающем взгляде художницы, чья деятельность раздражает.

Никогда до этого не испытывала более сильных чувств после просмотра какого-либо фильма. Он вызвал у меня эмоциональные чувства и вдохновил на новые арт-идеи. Энергетика эта ощутима даже через экран монитора. Глядя в глаза Марины Абрамович, словно окрыляешься, поэтому мне лишь остается позавидовать тем, кто имел возможность находиться в присутствии художницы. Неважно сколько: 15, 30 минут… Неважно, чем все закончилось – улыбкой или слезами. Главное – стать частью этого перформанса, одним из 750 тысяч человек. Ведь каждый зритель поневоле становился «частью ада вокруг островка тишины», по словам самой Марины.

Но и я не сдержала своих слез. Меня тронула сцена, где Марина сидит напротив своей единственной любви в жизни – Улая. Молчание их не смущает, им хватает взгляда, чтобы понять друг друга. Мурашки по телу и холод по коже – это то, что я чувствовала в тот момент... будто и у меня был осадок на сердце.

Лишь полюбив весь мир, станешь по-настоящему свободной. Так я поняла перформанс «В присутствии художника» Марины Абрамович и вместе с ним философию современного искусства. Вопрос о правильности моего понимания, как и вопрос об оценке, не стоит. Это просто замечательный документально-биографический фильм с отличной режиссурой, правильно подобранной музыкой и искренними эмоциями.

Конечно, писать можно бесконечно, но лучше посмотреть его!

Шушанна Айрапетян, 1-й курс факультета дизайна

Мы советуем всем начинающим дизайнерам посмотреть этот фильм, так как он действительно развивает и вдохновляет. Дерзайте, друзья! Становитесь образованнее и лучше, сильнее и мудрее!

Факультет дизайна

16.11.2013
Просмотров: 1443

Возврат к списку


ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Об ИГУМО Факультеты Колледж Лица института Абитуриентам Государственная аккредитация Личный кабинет студента Контакты Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке
© 1991-2016 ИГУМО и ИТ. Все тексты и фото подготовлены студентами и сотрудниками ИГУМО и ИТ. Все права защищены.