все новости института дизайна

Егор Ефремов об актуальности каллиграфии

Егор Ефремов об актуальности каллиграфии

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

14 марта в ИГУМО состоялся авторский интенсив востоковеда и мастера каллиграфии Егора Ефремова. Воркшопы этого профессионала уже не раз проходили в нашем институте и всегда получали положительный отклик со стороны студентов. Именно поэтому руководство факультета дизайна продолжает сотрудничать с Егором Ефремовым и приглашает его в наш вуз.  

В этот раз мы решили не просто написать материал о том, как прошел очередной интенсив по каллиграфии, а опубликовать полноценное интервью со спикером. В ходе беседы Егор рассказал нам об актуальности искусства красивого письма в цифровую эпоху, а также о соотношении дизайна и каллиграфии.

заменить-ЕГОР-ЕФРЕМОВ-2.jpg

– Расскажите, когда у Вас появился интерес к каллиграфии?

– Я начал заниматься каллиграфией в 1998 г., когда в Екатеринбурге открылся первый Японский центр и у нас появилась возможность общаться с японскими студентами и преподавателями, которые и познакомили меня с этим искусством. Потом был перерыв – время, когда я стал учеником чайной школы Урасэнкэ и изучал историю в университете.
  Я много путешествовал. Константинополь, Магриб, Персия, Средняя Азия, Синайская пустыня... Каждое приключение наполняло сердце новыми чувствами, а голову новыми мыслями.
  Я шёл по следам Александра Македонского от Эгейского моря через Иран в Бактрию; следовал за Ганнибалом от Гибралтара к Пиренеям; как Носир Хисроу читал стихи в Медресе и на площадях Согдианы и Хорезма; от Базилевсополя до Понта Эвксинийского проделал путь за аргонавтами. Я всё крепче проникался любовью к востоку, к языкам и культуре. Так начал формироваться мой курс каллиграфии и практического востоковедения.

– А что именно привлекло Ваше внимание к искусству красивого письма?

– Мне кажется, процесс формирования канонов искусства тесно связан с религиозной традицией. Когда начинаешь знакомиться с Востоком(например с Японией), обнаруживаешь одну удивительную вещь: здесь религиозная философия качестве ритуала и литургии нашла органичную возможность в воплотиться в таких неожиданных формах как Сёдо(каллиграфия), Кадо(составление цветов), Кюдо (стрельба из лука), Тяною (чайное действо), Но (театр). То есть занимаясь этим, ты непосредственно погружаешься в глубину культуры. Я понял, что лучший для меня способ понять Японию – практиковать.

– Как Вы считаете, как долго каллиграфия сможет оставаться актуальной в цифровом мире?

– Всё, что побуждает нас к творчеству, так или иначе связано с какой-либо традиционной культурой, которая со временем трансформируется, но не исчезает.

заменить-ЕГОР-ЕФРЕМОВ-3.jpg

– Насколько важно дизайнерам владеть основами каллиграфии?

– Дизайн(как я его понимаю) – это прикладная наука, которая делает мир удобным для восприятия. Нам доставляет удовольствие, если мы понимаем мир и хорошо в нём ориентируемся.

Если дизайнеру нужно создать что-то для потребителей товаров и услуг, каллиграфия ему, наверное, не нужна. Но если в стремлении проявить свои потенции он обращается к традиционной культуре, думаю, он может достичь качественно другого результата. Я не понимаю, почему кто-то считает возможным замыкаться внутри своей темы, как исчерпывающей и самодостаточной.

Стив Джобс, например, прогуливал лекции в университете, но посещал факультативы по каллиграфии. И к созданию своего микропроцессора он почему-то привлёк дизайнера…
А наш знаменитый физик-механик Борис Раушенбах один из основоположников советской космонавтики? Работая над проблемой ориентации космических аппаратов пространстве в состоянии невесомости, он опирался на идеи построения пространства в древнерусских иконах, которым посвящено несколько его книг и ряд статей!

заменить-ЕГОР-ЕФРЕМОВ-4.jpg

– Каждый ли человек способен овладеть этим искусством? И если да, то с чего нужно начинать учиться каллиграфии?     

– Наверное, любым искусством следует начинать заниматься с изучения апогея его развития. Даже, когда вы изучаете язык! Почти всегда есть отработанная технология достижения результата. Алфавит, грамматика, лексика, адаптированные тексты, упражнения. Но это только одна часть! Если вы изучаете язык, потому что вам нравится литература, поэзия, музыкальность языка, то надо и изучать эту литературу! Сначала знакомитесь с переводами, потом берёте оригинал. Разбираетесь, трудитесь, читаете, слушаете.
И потом, если вы заговорите или начнёте писать на этом языке, то он непременно зазвучит с той красотой и изяществом, любовь к которому и подвигла вас на этот труд.
Важно стараться учиться тому, что вам нравится! Тогда всё получится.
Ходите в музеи, копируете, изучайте, исследуйте! В каллиграфии так же.

заменить-ЕГОР-ЕФРЕМОВ-5.jpg

 А как Вы считаете: каллиграфия – часть образа или она может быть полноценным художественным проектом?

– В зависимости от традиции. Для восточного менталитета каллиграфия находится в плоскости изобразительного искусства. Как у нас станковая живопись или графика. У нас принято восторгаться, скажем, Тицианом, Врубелем, Рембрандтом, но точно так же в Китайских альбомах по искусству вы найдете «Тысячесловие» императора Чжао Цзи, письма Ван Си-чжи, автобиография монаха Хуай-Су…

заменить-ЕГОР-ЕФРЕМОВ-6.jpg

 Назовите, пожалуйста, одну из ярких тенденций каллиграфии.

– Каллиграфия в Китае за короткие бурные 100 лет двадцатого века совершила удивительную метаморфозу для такой инертной и мощной традиции. Этому послужило много факторов. И всеобщая грамотность, и агитационные плакаты напитанные энергией демонстраций, и искоренение некоторых сфер жизни, в которых привычно было востребовано искусство писца. Новые идеи, новое общество породило новую традицию и новых людей.    
Имена Линь Сань-джи, Ша Мэн-хай и Чжан Чжэн-юй, закрепившись в плеяде мастеров прошлого, открыли дорогу многим новаторам, которые и формируют тенденции этого дня.

заменить-ЕГОР-ЕФРЕМОВ-7.jpg

 Благодарим Вас за то, что нашли время пообщаться с нами!

Беседуя с Егором Ефремовым, мы еще раз убедились в том, что гости, приглашённые давать мастер-классы в ИГУМО, не просто профессионалы своего дела, но и очень интересные многогранные личности. Поступая в наш институт, студенты получают уникальную возможность лично общаться с мастерами и перенимать их ценный опыт.

Кристина Данилина,

студенческий бизнес-инкубатор «Агентство актуальных коммуникаций»


Возврат к списку

ВСЕ НОВОСТИ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

III Московский молодежный
фестиваль фотографии

Прием конкурсных работ
deadline 03.04.2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее