Наши новости
подписатьсяОдним из главных событий DOCA-2019 стал специальный выставочный проект «Более черный, чем квадратный», посвященный 140-летию со дня рождения Казимира Малевича.
В рамках проекта 20 апреля прошел круглый стол о творчестве супрематиста и влиянии его идей на современное искусство. В беседе приняли участие художники Валерий и Наталья Черкашины, художник и куратор Кирилл Жилкин, фотограф Вадим Гущин, главный редактор журнала «Diplomatic World» Барбара Дитрих. Модератором дискуссии была искусствовед Ольга Баранова.
В выставочной программе «Более черный, чем квадратный» приняли участие 13 художников из Бельгии, Германии, Италии, Словакии и России: Ульрике Боленц, Рудольф Сикора, Кончета Спиталери, Валерий и Наталья Черкашины, Кирилл Жилкин, Вадим Гущин, Игорь Север, Михаил Левиус, Лета Добровольская, Евгения Малышева, Евдокия Дергилева, Сергей Дождь.
На первом этаже находились фотоинсталляции словацкого концептуалиста Рудольфа Сикоры «Antropicky princip», «Dotyk», «Nie! Ano? (skice)», «Nie! Nie! Ano?». Художник представил рентгеновские снимки своего тела как абстрактные картины, перекликающиеся с работами Казимира Малевича и Эль Лисицкого.
Фотограф и художница из Германии Ульрике Боленц показала работы «The Portrait of Kazimir Malevich» и «The Infinit». Художница работает на стыке скульптуры и фотографии, перенося свои снимки на тонкие слюдяные пластины, напоминающие крылья насекомого. Сочетание старинного материала (до изобретения стекла из слюды изготавливали окна) и современных технологий делает инсталляции Ульрике завораживающими своей хрупкостью и амбивалентностью телесного (слюда) и виртуального (цифровое фото).
Художница и флорист из Италии Кончетта Спиталери повторила знаменитый «Черный квадрат» из живых абсолютно черных эквадорских роз, покрытых алмазной пылью. Она считает работу Казимира Малевича одной из самых значимых в истории. Ее композиция «Timecode for the Beauty and Peace» – признание великолепия «Черного квадрата».
Сергей Дождь экспериментирует с «Черным квадратом» как с воплощением бесконечности. Надкушенный, как торт, «The Partially Bitten Black Square» представляет процесс перехода осознанного и бессознательного друг в друга. Квадрат может быть надкушен, но никогда не съеден полностью. Это одно из проявлений «бесконечности» нашего мира.
В зале на четвертом этаже находилась выставка фотографий Вадима Гущина «Геометрия повседневности».
Вадим Гущин фотографирует бытовые объекты так, что сразу становится ясно их происхождение от «Черного квадрата». Он делает попытку освободить цвет от диктата формы и создает так называемые предметные абстракции, где простые предметы преображаются в символически обобщенные образы.
В виде театрального занавеса была напечатана документация работы акционистов Валерия и Натальи Черкашиных «Супрематическая спальня». В начале 1990-х годов художники вплотную занимались русским авангардом и Малевичем, и многие зрители спрашивали: что такое супрематизм? Тогда вместо объяснений художники построили в галерее его реально действующую модель. «Мы выбрали угловое место с тремя стенами и сделали комнату. Посередине пространства положили на пол черный квадрат из крашеных газет. На него поставили настоящую кровать, чтобы он не летал. Покрыли ее покрывалом из красных газет. Сверху повесили второй, летающий черный квадрат, чтобы кровать и ложившийся на нее человек попадали в поле действия супрематического «конденсатора». Написали плакат с правилами пользования. Мол, ложись… смотри… И получи супрематический кайф! Многие там перележали и получили то, что хотели. Даже оператор ТВ пытался снять это супрематическое состояние!» – рассказывают Валерий и Наталья Черкашины.
«Глобус Малевича» Игоря Севера – это итог развития «Черного квадрата» в сферу/глобус как в метафизическую сущность загадки dasein/бытия-присутствия в этом мире человека.
Великий квадрат не имеет углов. Всякое пространство, согласно идеям математиков, способно свернуться в сферу, идеальную форму совершенства, космической гармонии и равновесия.
Происходит единение платоновского человека-сфероса с бесконечным одиночеством существования в срезе-плоскости квадрата и динамическое развитие множества в черном глобусе.
Это далеко не все работы участников – остальные фото и описания вы можете посмотреть в альбомах на сайте DOCA. И еще раз спасибо всем художникам и зрителям.
Галина Луппо,
пресс-секретарь DOCA
«Пирс 5» о брендинге и визуале для «Зотов», «СБЕР» и других компаний
Соавторство: кому принадлежат права на совместный проект?
DOCA-2024: open call для авторов и регистрация на фестиваль
Встреча с выпускником ИГУМО Николаем Федорцовым
Форма формата: выставка института дизайна в Галерее ИГУМО
Институт дизайна рассказал о проектах для Китая в радиоэфире
Анимация – инструмент для самопрезентации и продвижения брендов
Дизайнеры презентовали проекты для Китая экспертам