Заметки «канатоходца»

Колледж МКИК
Международный колледж
искусств и коммуникаций

Заметки «канатоходца»

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

интервью-С.С.-Скорвид.jpg

И вот вы решили учить чешский. Но какую методику стоит выбрать и как понять, насколько глубоки ваши знания? На эти и другие, не менее важные, вопросы мы попросили ответить профессора Карлова университета, слависта и преподавателя ИГУМО Сергея Сергеевича Скорвида – человека, который, как никто другой, знает, что такое обучать русскоговорящего чешскому языку. 

– Здравствуйте, Сергей Сергеевич. Я знаю, что у Вас есть учебник под названием «Чешский в диалогах», где всего 10 «уроков». Вы подразумеваете под этими «уроками» занятия? Можно ли освоить язык за столь небольшое количество времени, или это Ваш эксперимент?

– Если Вы говорите о десяти занятиях по 45 минут, то нет, этого, конечно, мало. И по полтора часа – тоже мало. Но вот у меня в моем учебнике 10 «уроков»: если их пройти все и основательно проработать, т.е. запомнить слова и фразы, которые там встречаются, и научиться употреблять их в подходящих ситуациях, то можно. Только я эти 10 «уроков», конечно, не за 10 занятий прохожу, потому что сразу материал обычно не запоминается, приходится возвращаться к одному и тому же снова и снова. А дальнейшее уже зависит от способностей изучающего. 

– С какими трудностями чаще всего сталкиваются студенты, которые изучают чешский?

– Чешский – тоже славянский язык и отчасти похож на русский, но далеко не во всем, а во многом больше напоминает западноевропейские языки. Поэтому приходится все время балансировать между двумя полюсами: «это как по-русски» и «это совсем не как по-русски, а скорее как по-английски». Такое балансирование – большое искусство, сродни профессии канатоходца, которая, конечно же, очень сложна. 

Какую методику преподавания Вы считаете самой эффективной?

– Одним обучающимся достаточно запомнить, скажем, 50 самых частых слов и фраз с ними. Большего они и не хотят, так что для них будет эффективной методика заучивания наизусть простейших диалогов, без особой грамматики. А другим нужно понять систему языка, тут без грамматики не обойтись.

Если родной язык – русский, то очень облегчает задачу постоянное сравнение двух языков, опора на свой родной. Но кому-то, напротив, это только мешает, вот почему я стараюсь всякий раз уловить, на какую методику настроены обучаемые. Та и будет самой эффективной, ее я и использую в каждом конкретном случае. 

– Чего человек никогда не узнает и не поймет, если не выучит чешский язык?

– У чехов есть пословица: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Изучение любого иностранного языка – это всякий раз как новое рождение, открытие в себе еще одного человека. И новый взгляд на себя прежнего, со своими речевыми привычками, за которыми часто стоят и особенности мышления.

А конкретно что касается чешского... Я часто привожу в качестве примера одну фразу из рассказа замечательного чешского писателя второй половины XX в. Богумила Грабала. Это восклицание старушки, которую в 1989 г. во время разгона уличной демонстрации случайно облили струей из водомета. В дословном переводе на русский оно звучит так: «Кто мне заплатит за промокшую чудесную мою шубку?!» Очень типичная фраза типичной чешской старушки. А теперь подумайте: стала бы так возмущаться в похожей ситуации русскоязычная старушка? И если не так, то как? И если так не стала бы, то почему?

Ну вот каких-то таких вещей не понять, если не выучить чешский – со всем, что к нему относится. 

– Насколько успешно осваивают программу слушатели курсов чешского языка в ИГУМО?

– Успешно ли? Да, вполне. Но у нас пока даже 10 занятий не было, и по моему учебнику мы только-только перешли ко второму уроку. А к концу семестра я ставлю цель, чтобы студенты освоили чешский на уровне А1. Это значит – научились объясняться хотя бы на самые-самые повседневные темы, такие как знакомство, как куда пройти, как договориться в кафе или в магазине... Но это, конечно, не предел: не исключаю, что мы сможем достичь и большего. 

– Я в этом не сомневаюсь! 

Алёна Глазкова, студентка 4-го курса факультета журналистики ИГУМО


Возврат к списку

Наш Инстаграмм Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке Наш телеграмм-канал

© 2024 МКИК. Все материалы созданы студентами и сотрудниками МКИК





поделиться страницей:
Узнайте больше
Международное
сотрудничество
Наш
фотоальбом
Приемная
комиссия
Образовательная
экосистема ИГУМО
О МКИК Приемная комиссия Государственная аккредитация Кабинет студента Карьера в МКИК Контакты
Наш Инстаграмм Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке Наш телеграмм-канал

© 2024 МКИК. Все материалы созданы студентами и сотрудниками МКИК