Вечер, посвященный юбилею В. Гавела

Колледж МКИК
Международный колледж
искусств и коммуникаций

Вечер, посвященный юбилею В. Гавела

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Гавел_Уход1.jpg

5 октября в Большом зале Всероссийской библиотеки иностранной литературы им. М.А. Рудомино прошел вечер, посвященный 80-летию выдающегося чешского драматурга, публициста, правозащитника и диссидента, а в период после «бархатной революции» 1989 г. – президента Вацлава Гавела (1936–2011).

Вечер, организованный совместно Библиотекой иностранной литературы и Чешским центром в Москве, открыл ученый секретарь ВГБИЛ В.А. Скороденко, а затем с приветственным словом к собравшимся обратился заместитель посла Чешской Республики в России г-н Петр Кроужек. Вспомнив отмеченное недавно в Чехии 700-летие со дня рождения великого чешского короля Карла IV, он подчеркнул преемственность традиций чешского государства того времени и XX века, когда во главе страны стояли первый чехословацкий президент Т.Г. Масарик и первый чешский президент В. Гавел. В течение последующих трех с половиной часов, однако, в центре внимания был не столько Гавел-политик и президент, сколько Гавел-драматург и, шире, литератор, а в конце жизни – также кинорежиссер. Тон вечеру задал доклад, подготовленный переводчиками произведений Гавела на русский язык И.Г. Безруковой и С.С. Скорвидом, которые вначале разыграли в лицах диалог из пьесы автора начала 60-х годов «Праздник в саду», где, в частности, пародийные служащие абсурдного Ликвидационного комитета обсуждают проблему, действительно ли Большой зал «А» достаточно большой.

Большой зал ВГБИЛ оказался действительно слишком большим для нескольких десятков интересующихся личностью и творчеством Вацлава Гавела: выступавшие не сразу научились справляться с микрофонами и проектором, через который на экране высвечивались портреты писателя разных лет и другие изображения, но технические трудности удалось преодолеть, и гости услышали, пожалуй, главное. Фразу Гавела из одного интервью 2008 г., которая прозвучала в ответ на вопрос, какое определение он выбрал бы для короткой статьи о себе в каком-нибудь интернет-словаре лет через пятьдесят. Экс-президент тогда сказал: «Больше всего мне пришлось бы по душе, если бы там написали, что я был драматургом, который проявлял себя как гражданин, благодаря чему в конце концов часть своей жизни провел, занимая высокий политический пост». С этого С.С. Скорвид начал доклад, текст которого в опубликованном ранее журнальном варианте доступен на http://magazines.russ.ru/inostran/2013/9/2g.html

Затем прозвучали выступления А. Ершковой, говорившей об особенностях драматургии Вацлава Гавела, и председателя Общества братьев Чапеков Г.П. Мельникова, который указал на то, что в 1990-е годы на политическую сцену посткоммунистических стран вышла целая плеяда творческих личностей: такова была эпоха... После перерыва киновед В. Левитова сделала сообщение «Гавел на экране», сопровождавшееся показом документальных кадров, а театровед и экс-директор Чешского центра в Москве Власта Смолакова подробнее рассказала о последней пьесе Гавела «Уход», кинофильм по которой, снятый самим автором, был затем показан на большом экране Большого зала ВГБИЛ.

Этот зрелищный фильм по постмодернистской пьесе, которой Гавел подвел достойную черту под своим творчеством, пьесе, полной отсылок и к предшествующим текстам самого писателя, и к мировой драматургии (чеховский «Вишневый сад», шекспировский «Король Лир»), стал впечатляющей кульминацией вечера. Название пьесы и фильма, в котором сыграли лучшие чешские актеры – от ровесников драматурга (Й. Абргам, П. Ландовский) до дебютировавшей в 70-е годы Дагмар Вешкрновой-Гавловой, символично: это был и в самом деле уход Вацлава Гавела... Но не тот уход, когда занавес опускается и зрители расходятся, чтобы назавтра в лучшем случае смутно вспоминать, что происходило на сцене или на экране. Гавела как драматурга и политика будут помнить долго. В том числе и в России. Ведь где как не в России будет так воспринят, например, диалог из его пьесы «Гостиница в горах»:

ОРЛОВ. Вы слышите?

ПЕХАР. Что?

ОРЛОВ. Лето...

ПЕХАР (прислушивается). Пчелы?

ОРЛОВ. Пчелы, птицы, леса, реки, люди – точь-в-точь как там...

ПЕХАР. Где?

ОРЛОВ (тихо). В Воронеже...

C.С. Скорвид, к.ф.н., профессор Чешско-русского колледжа ИГУМО


Возврат к списку

Наш Инстаграмм Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке Наш телеграмм-канал

© 2024 МКИК. Все материалы созданы студентами и сотрудниками МКИК





поделиться страницей:
Узнайте больше
Международное
сотрудничество
Наш
фотоальбом
Приемная
комиссия
Образовательная
экосистема ИГУМО
О МКИК Приемная комиссия Государственная аккредитация Кабинет студента Карьера в МКИК Контакты
Наш Инстаграмм Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке Наш телеграмм-канал

© 2024 МКИК. Все материалы созданы студентами и сотрудниками МКИК