Наши новости
подписатьсяКаждый в мире вносит свой вклад в развитие общества. Просыпаясь ли рано утром под палящим солнцем где-то в Тамале или пробираясь через бесконечные улочки вечером в Атрани… Каждый шаг, слово, действие – всё оставляет свой след в мироздании и влияет даже на незначительную мелочь. Мы знаем, что взмах крыла бабочки на одном континенте может вызвать землетрясение на другом. Что же случается, когда происходит что-то более значимое и заметное, чем легкое движение чешуекрылых?
Основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в Нивнице. «Отец педагогики», как его называли, уважаем во всей Чехии.
До 35 лет педагог-гуманист успел создать энциклопедию «Театр всех вещей», начать работу над полным словарем чешского языка, написать книгу «Моравские древности» и составить карту «Моравии», его родного региона. Но настоящие трудности были впереди: в 1627 г. Ян Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке, написал несколько учебников по разным направлениям и пьес, а также первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках».
Как считал Коменский, человек – часть природы, и он способен познать все окружающие его явления, а это значит, что педагогикой также возможно управлять и развивать ее. Основой своего учебного метода гуманист считал порядок и естественность – по этой причине он призывал к тому, чтобы обучение детей начиналось с самого маленького возраста и шло вровень с их развитием, чтобы полученные знания укладывались в систему, а не разрывались на кусочки отрывочной информацией о тех или иных событиях и явлениях.
Кроме того, Коменский известен своими 16 правилами искусства развивать нравственность, которые прочно вошли в культуру Чехии в свое время и являются актуальными по сей день.
Приведем некоторые из них:
1) добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения;
2) прежде всего основные, или, как их называют, «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость;
3) умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании;
4) мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева;
5) справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность;
6) лобродетелям учатся, постоянно осуществляя честное;
7) и так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.
Так человек, который разработал единую школьную систему и помог сделать образование доступным каждому ребенку, стал важной исторической личностью не только для чехов, но и для всего мира. Благодаря ему у нас есть школы и гимназии примерно в том виде, в котором они когда-то задумывались Яном Коменским. Студенты МКИК также негласно придерживаются правил и методов педагога-гуманиста, чей вклад в развитие системы образования глубоко почитается во всем мире. Колледжан тонкой нитью с традициями страны связывает не только общая профессия и любовь к ней, но целая страна.
В Чехии в память об «отце педагогики» были выпущены серии медалей Яна Амоса Коменского, одной из которых, к слову, был награжден Волгоградский государственный педагогический университет.
Эльмира Мустафаева, студентка 3-го курса факультета журналистики