В этом году одним из исследовательских направлений нашего факультета стал проект «Советский модернизм. Откуда: и Куда:», созданный совместно с архитектурным бюро «TZAM Architects». Студенты факультета дизайна разработали графические объекты, посвященные модернистской архитектуре района «Измайлово», студенты колледжа дизайна и архитектуры также подключились к проекту в рамках дисциплины «Пропедевтика». Работа по этой теме будет продолжена и нашими студентами-архитекторами.
В целях развития данного исследования мы поговорили с экспертом из Италии господином Марко Резидори, который более двух лет живет в Тольятти и занимается проблемой маргинальных городских пространств. Также наш собеседник работает при Поволжском институте итальянской культуры, где координирует городской проект «Итальянский парк».
В своей работе Марко Резидори часто обращается к модернистской архитектуре Тольятти. Этот город получил мощный стимул к развитию в 1960-е годы, когда совместно с итальянским концерном FIAT началось строительство Волжского автомобильного завода. Советские архитекторы приступили к проектированию Автозаводского района, который в то время считался образцом достижений градостроительства.
Марко Резидори считает, что модернистская архитектура – это ресурс, с которым надо работать, чтобы увеличить привлекательность переживающего кризисный период города. Между тем его администрация и жители, по мнению нашего собеседника, не замечают этого потенциала.
К сожалению, схожая ситуация в отношении модернизма наблюдается повсеместно: эта страница архитектуры рискует быть вырванной из книги истории отечественной культуры.
– Расскажите нашим читателям о себе. Как Вы оказались в России?
– Я городской исследователь и организатор городских проектов, учился в университетах Италии и Швеции, затем отправился по обмену на Украину. Тогда я начинал изучать русский, мне было очень тяжело.
Я задумался о том, насколько интересной может быть Восточная Европа для моих исследований: здесь очень много заброшенных пространств, требующих внимания специалистов. Когда авиакомпании начали запускать дешевые рейсы из европейских стран, туристы хлынули в украинские города. Возник вопрос: что город может предложить всем этим людям? Я с интересом наблюдал за происходящим, поскольку в Европе этот процесс был уже несколько формализован, а на Украине все только начиналось.
Позже меня стали посещать мысли о работе в России, можно сказать, что я постепенно подбирался к ней. В Италии существует общество по продвижению итальянского языка и культуры, у которого есть комитеты по всему миру. Я стал работать в одном из таких комитетов в Тольятти и теперь занимаюсь своими исследованиями и преподаю итальянский.
– Сейчас много пишут о том, что искусство способно наполнить и заново открыть какое-то пространство, которое казалось уже мертвым. Что Вы думаете по этому поводу?
– Да, я уверен в этом. Если город превращается в холст, то это очень здорово. Реализуя один из своих городских проектов, мы позвали художников. Все прошло успешно. Была подготовлена летняя программа для пространства, в котором все это проходило. Искусство помогает подать территорию, рассказать о ней жителям и туристам.
– Ваша команда, которая изображена на фотографиях проекта «Город эклектики», – кто они?
– Это я, молодой фотограф Валерия Губина, кандидат архитектурных наук Михаил Солодилов, ведущий паблика «Советский модернизм Тольятти», и два тольяттинских молодых художника Настя Долмат и Лёша Здравствуй, с которыми мы придумываем и рисуем интересные уличные образы, их можно увидеть на фотографиях проекта. Ребята молодые и находятся в поиске, для меня очень важно помочь им найти правильный путь и продвинуть их. Если они будут продолжать заниматься подобными проектами, то им будет что сказать о себе.
Цель нашего проекта я вижу в продвижении архитектурного наследия города среди жителей и туристов, а также в знакомстве с творчеством местной молодежи.
– Я знаю, что итальянский модернизм – яркая страница в истории мировой архитектуры. Вы видите какую-нибудь связь между модернизмом Италии и советской архитектурой?
– В Италии это очень спорная тема, потому что долгое время рационалистическая архитектура напоминала людям о фашизме. Сейчас, мне кажется, ее рассматривают несколько иначе. Идеологический взгляд уходит, остается понимание инноваций, которые принес этот период. На мой взгляд, то же самое происходит и с советским модернизмом в настоящий момент. Люди фокусируются на архитектурной концепции объектов, которая привлекает своей чистотой и минимализмом.
– Как в Италии обстоят дела с сохранением модернистского наследия? Можем ли мы чему-то научиться у вас?
– Наследие очень важно. Для того чтобы в Италии передвинуть хотя бы камень, необходимо пройти череду различных комиссий, поэтому Италию не зря называют музеем под открытым небом. Что касается модернизма, то могу сказать, что интерес к нему растет, поэтому хочется верить, что и к этой архитектуре сформируется такое же бережное отношение, как и к более ранним объектам.
– Марко, спасибо за интервью! Если Вы найдете время приехать в Москву, наши студенты будут рады узнать больше о Вашей деятельности в России. Удачи!
А.С. Петрова, декан колледжа дизайна и архитектуры, доцент
Фото Валерии Губиной
Фотопроект «Город эклектики» городского проекта «Итальянский парк»:
https://vk.com/italyanskiypark
Исследовательская группа «Советский модернизм Тольятти» (Михаил Солодилов):
https://vk.com/soviettogliatti
24.12.2017Просмотров: 1268