Институт и колледж ИГУМО
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
ИНСТИТУТА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Найти на сайте
Маковнев Афанасий

Наперегонки-со-временем-и-пространством1.jpg

Премьера фильма «Автомобильная хроника дрейфующих льдов», повествующая о покорении Северного полюса на вездеходах, состоялась 4 декабря в конференц-зале ИГУМО. Особыми гостями были участники этой экспедиции – Маковнев Афанасий Владимирович и Шкрабкин Алексей Аркадьевич. Фильм, созданный по материалам Морской Ледовой Автомобильной Экспедиции 2009 года(МЛАЭ-2009), потряс всех присутствующих на мероприятии студентов и педагогов. Итак, свет погас, приятного просмотра!

Наперегонки-со-временем-и-пространством2.jpg

Подготовка к этой экспедиции началась задолго до её осуществления. Машины «Емеля-1» и «Емеля-2», похожие на трейлеры на огромных колесах, уже изучили Северную землю в 2008 году, чтобы узнать, смогут ли они выдержать полярный холод и непредсказуемое поведение льдов. Ведь семеро смельчаков, во главе с руководителем экспедиции Елагиным Василием Игоревичем, давно уже закалились в различных заполярных путешествиях и альпинистских восхождениях. В марте 2009 года экспедиция началась с острова Голомянный, что находится на архипелаге Северная земля. На острове Средний к экипажу присоединился восьмой член команды, только не двуногий, а четвероногий. Это собака Лиса, которая должна была охранять людей от диких зверей. Вместе с ней прибавился и провиант - два ящика консервов и мясо. У экипажа был свой доктор – Ларин Сергей Алексеевич, который знал точную пропорцию спирта на утро, на вечер и для протирки. А также медик был своеобразным будильником в команде, так как с утра пораньше поднимал всех для зарядки и продолжения путешествия.

Наперегонки-со-временем-и-пространством3.jpg

Как ни странно, оказалось, что на Земле не так уж и холодно. Признаюсь честно, всегда думала, что там, среди льдов, -50 круглосуточно, а на самом деле, не такая уж «холодина», примерно 30-35 градусов со знаком минус, а из-за того, что низкая влажность и сухой воздух – переносить такую зиму легче. Хотя один раз за всё время экспедиции была очень холодная ночь, как раз тот самый минус, который я даже представить боюсь, и утром машины не смогли завестись, но с этой проблемой быстро справились.

Наперегонки-со-временем-и-пространством4.jpg

Кстати, о проблемах. «А кто-нибудь проваливался?» - спросите вы, или «Были ли трудности с преодолением полыней и дрейфующих льдов?». Трудностей было колоссальное количество. Целые поля из торосов затрудняли продвижение «Емель» к поставленной цели. Машины не раз искупались в океане во время своего пути. Причём у членов команды даже сформировалась своя тактика определения прочности льда. Кто топтанием ноги и ощущением колебаний, кто по кристаллам, образовавшимся на воде. Все эти изучения помогали в любой ситуации предугадать, что произойдет с техникой, если та провалится. Но вот Лисе не так повезло. Она такими знаниями не обладала, поэтому, ступив на ненадежный лёд, провалилась. Благо, её быстро вытянули за шкирку, и она как ни в чём не бывало, повалявшись в сухом снегу, чтобы убрать лишнюю влагу, продолжила свой бег и даже от ночлега в машине отказалась. Лиса была очень смелой девчонкой, но не во всем. Вот парадокс: она ужасно боялась скрежета льда и треска машин, зато к медведям бежала первой и отчаянно лаяла ни них. Да, к экипажу заходили в гости и мама-медведица с медвежонком, и особенно наглый медведь, которого пришлось отпугивать выстрелами из ружей.

Наперегонки-со-временем-и-пространством5.jpg

Машины преодолевали трещины с открытой водой с помощью специальных трапов, сделанных из дюралевых труб. Зоны дробления льдов по мере приближения к Северному полюсу учащались, и это усложняло переправы. В один из уже апрельских дней экипаж потерял члена команды – Лису. Она никогда не ночевала в машине и засыпала где-нибудь среди торосов, не всегда слышала, что команда отправилась в дорогу. Ей приходилось их догонять. Но кто-то заметил, что Лисы давно не видно, а путь экипаж успел проделать огромный. Возвратиться назад было невозможно. Ей сигналили, кричали, но бесполезно. Даже последовавшая поломка одного из «Емель» и отсрочка движения на пару часов не дали Лисе вернуться к своим. Погодные условия испортились. Возможно, большой разлом во льду не дал ей догнать свою команду, а может, погода так повлияла. Но ясно одно – обидно до слёз за эту юную защитницу команды среди ледяных просторов, которая была дикой, но вместе с тем преданной и храброй.

26 апреля экспедиция должна была закончиться на базе Борнео, как раз в этот день происходит последняя эвакуация людей с Северного полюса. Но не тут-то было. Команда очень сильно вышла из графика и не успевала на погрузку. Перед участниками экспедиции стоял выбор: либо полюс, либо домой. Время работало не на них, а природа так и норовила подбросить побольше препятствий на пути. На совете, где присутствовали все члены команды и на проводе была Москва, единогласно было принято решение идти до конца. Даже жена одного из членов команды сказала: «До полюса не доберешься-домой не возвращайся!» И всё-таки они смогли! На навигаторе появилась заветная цифра 90, которая показала, что миссия выполнена и Северный полюс был покорен на вездеходах. Вот она, точка географического Северного полюса. Точка, вокруг которой крутится вся Земля. Через несколько часов за командой прилетел вертолет с Борнео. Но для «Емелей» места не было. Пришлось оставить... Скрепя сердце... Преодолевая тысячи и тысячи километров, эти машины служили верой и правдой своей команде. Снова наворачиваются слёзы... Пусть это и железо, но в него было вложено столько души, сколько в Герде, спасающей своего брата Кая от ледяной королевы.

В конференц-зале ещё не зажгли свет после просмотра фильма, а на покорителей полюса обрушился шквал аплодисментов. Даже сказать было нечего. Но потом, осознав, что мы не только физически, но и мысленно находимся в нашей не по полярному зимней Москве, многие студенты и преподаватели задали интересующие вопросы. Я, немного стесняясь, попросила Афанасия Маковнева, который был режиссёром и оператором этого фильма, оставить мне автограф в простой тетрадке в клеточку. И чтобы было не так банально, он поставил «пять с плюсом» рядом со своей росписью.

Фильм вошел в тройку лучших картин о научных экспедициях, по мнению Географического общества. Что же, будем надеяться, что покорение на машинах Северного полюса – это только начало ряда побед и свершений таких сильных духом путешественников.

Гаджиева Тамилла,

студентка 3 курса факультета журналистики ИГУМО


Просмотров: 862

Возврат к списку


ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Об ИГУМО Факультеты Колледж Лица института Абитуриентам Государственная аккредитация Личный кабинет студента Контакты Наш Инстаграмм Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке
© 1991-2018 ИГУМО и ИТ. Все тексты и фото подготовлены студентами и сотрудниками ИГУМО и ИТ. Все права защищены.